• 79682105117
  • Копирайтер, работаю с заказчиками из любых городов России, таких как Челябинск, Москва, Тюмень, Ханты-Мансийск, Орел, Тамбов, Тула, Кострома, Воронеж, Севастополь, Симферополь, Псков, Великий Новгород, Тверь, Оренбург, Курган, Томск, Архангельск, Мурманск, Астрахань, Кемерово, Нижний Новгород, Саратов, Пермь, Екатеринбург, Хабаровск, Ярославль, Ростов-на-Дону, Волгоград, Новосибирск, Ставрополь, Калининград, Санкт-Петербург, Самара, Уфа, Казань, Ульяновск, Краснодар, Красноярск, Рязань, Смоленск, Липецк, Пенза, Киров, Курск, Кемерово, Магнитогорск, Златоуст, Томск, Омск
  • rechkalova.en
  • riverlena.ru@mail.ru
Рерайт статьи. Пример текста.

Во второй половине XIX века в системе образования Российской империи наблюдалось противоборство двух основных философских систем — консервативной и либеральной. Сторонники первой считали, что образование в стране должно сохранять такие черты, как стабильной и приверженность старым традициям, в то время как представители второго направления полагали, что системе образования требуется толчок к развитию. Однако в целом, несмотря на разные взгляды консерваторов и либералов, образование в стране развивалось устойчиво и стабильно. Конечно, определенный отпечаток наложили на него действия радикальных политических сил, которые наиболее сильно проявили себя в 70-80-х годах девятнадцатого столетия, однако можно с уверенностью сказать, что наиболее кардинально образование в стране поменялось только после революции 1917-го года.

Самым значимым для российской системы образования событием стало принятие в 1918 году декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Это означает, что образование стало светским. С этой целью из школьного образования были исключены все предметы, так или иначе связанные с религией. Это богословие, древнегреческий язык и многое другое. Перед образованием была поставлена задача внедрять в умы граждан новой страны социалистические взгляды и убеждения.

Антиклерикальные тенденции затронули не только образование, но и другие сферы жизни, в частности, культуру. Так, в стране появились органы власти, отвечавшие за контроль над литературой, искусством, массовым просвещением. Все учреждения культуры, от издательств до музеев, были принудительно включены в состав собственности государства. Все храмы отдали под клубы и склады, население подвергалось пропаганде и агитации. Свободу печати отменили, установив строгую цензуру.

В это же время развивал свои теории идеолог советской педагогики Антон Семенович Макаренко. В основе его идей лежали принципы нравственного и трудового воспитания детей. Вклад Макаренко переоценить трудно, не случайно он и сегодня считается одним из четырех наиболее влиятельных педагогов XX века, которые определили способ педагогического мышления.

Также после революции активно создавались новые учреждения, которые занимались исследованием общества и трудов Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Для контроля над научной деятельностью был создан специальный отдел в Центральном комитете коммунистической партии. Большое внимание в раннесоветские годы государство уделяло развитию естественных и точных наук. Благодаря этому в стране было открыто множество месторождений полезных ископаемых, активно осваивалась и изучалась ранее малоизученная территория государства. Немалых успехов советские ученые достигли в таких областях науки, как химия и физика.

В отличие от первой половины XX века, вторая половина века XIX-го не могла похвастаться такой стабильностью в сфере образования. Это объясняется тем, что в данном периоде российской истории одни политические течения сменяли другие, что не могло не находить своего отражения в образовательной политике. В 1863 году в стране был принят университетский устав. Он был действителен более чем 20 лет и давал право высшим учебным заведениям страны на самоуправление. Основную власть в университете имел попечитель университетского округа. За ним закреплялось право на принятие ключевых вопросов в области кадров и финансов.

Значимым событием XIX века стала отмена крепостного права, которая повлекла за собой реформу образования. Она началась с реорганизации министерства народного просвещения.

Эти и другие меры, принятые императором Александром Вторым, дали толчок развитию образования. Кроме того, во времена его царствования активно развивался капитализм, в стране строились новые фабрики и заводы. Они требовали привлечения новых квалифицированных кадров, а кадры, соответственно, необходимо было обучать. Примечательно, что феминистические тенденции в обществе того времени привели к тому, что в жизнь государства все больше вовлекались женщины, они принимали активное участие в социальной и производственной сферах. В 1872 году в стране было создано первое частное учебное заведение для женщин. Оно называлось Московские высшие женские курсы.

Открытие данных курсов стало своего рода ответом на дискриминацию женщин. Первые женские курсы появились в Москве, позже они заработали и в других городах. Так, к примеру, в Санкт-Петербурге появились Бестужевские курсы. И в Москве, и в Петербурге курсы возглавляли известные историки, а преподавали предметы в них знаменитые ученые. Женщин обучали словесности, истории, физике, математике. На курсах много внимания уделяли практике и исследованиям. В 80-х годах курсы прослушали более 1 тыс. человек, однако их выпускники не имели права на преподавание.

Чуть позже все курсы были закрыты. В 1889 году вновь открылись только Бестужевские женские курсы. К началу XX века в данном учебном заведении преподавали академические дисциплины: историю, философию, юриспруденцию, физику, математику. Обучаться необходимо было не менее четырех лет, также действовали дополнительные курсы. К 1915 году курсы окончили около 6 тыс. женщин.

Бестужевские курсы активно развивались, в них преподавали такие известные профессора, как Фаусек, Голицын, Менделеев, Сеченов и другие. Пополнялась учебная и материальная база заведения, строились новые корпуса в дополнение к основному, расположенному на Васильевском острове. Учебное заведение даже обзавелось собственными физическими и метеорологическими обсерваториями.

Государство оказывало заведению поддержку. В 1901 году по решению Николая Второго всем женщинам, окончившим женские курсы, разрешили преподавать в женских гимназиях. Через два года они были допущены к преподаванию в старших классах Институтов домашних наставниц, а еще через три года — в младших классах средних учебных заведений для мужчин.

Что касается медицины, то здесь женщин допустили к обучению лишь в конце XIX века, когда в Петербурге был создан первый в стране женский мединститут. В целом к этому времени в вузах учились порядка 30 тыс. человек.

Образованные люди России всегда понимали значение обучения и неоднократно предлагали различные проекты по реформированию системы образования. Так, руководитель Публичной библиотеки Модест Андреевич Корф полагал, что образование должно быть одинаково доступно для всех сословий. Он считал, что нужно установить минимальную плату за образование и отменить экзамены, но приучить студентов к строгой дисциплине. Также он утверждал, что учебные заведения страны нужны именно для обучения, а не для создания различных кружков и сообществ. Также он считал, что, обучившись, человек сможет просвещать других людей своего сословия. В целом его проект был отвергнут, однако некоторые его положения власти все же взяли на вооружение и внедрили в системе образования.

Понимая важность образования, Александр Второй поручил подчиненным подготовить предложения для реформы. В результате был разработан проект университетского устава, который стал доступен для общественного обсуждения не только в России, но и в Европе.

Министром просвещения на тот момент был Александр Васильевич Головнин, он и возглавил работы по изменению системы образования. Под его руководством обновился состав попечителей учебных округов, которые вместе с министром занялись данной реформой. В первую очередь была изменена структура Минпрома, в состав которого вошли совет министра, департамент просвещения, ученый комитет, археографическая комиссия, редакция журнала и архив министерства. Также к министру прикрепили несколько помощников.

В текущем режиме университетами управлял департамент. Он отвечал за инспекцию заведений, хозяйственную и счетную части. Изданием и закупкой учебной литературы занимался книгохранитель, а расчеты с издательствами и отправку книг отдали в ведение специального книжного магазина, расположенного в столице.

Новый университетский устав закрепили в 1880-х годах. Отныне университеты не были самостоятельны, они подчинялись государству в лице министерства народного просвещения и попечителям. Данный устав навел порядок в системе образования и способствовал дальнейшему ее развитию.

В дальнейшем вплоть до XX века высшие учебные заведения страны развивались устойчиво и стабильно. Основная ставка была сделана на повышение качества образования. Примечательно, что образование в РИ развивалось вместе с обществом и государством. Население страны за полвека выросло вдвое (с 60 млн до 130 млн человек), также вдвое увеличилось количество вузов (с 33 до 64), в три раза выросло количество студентов (до 31 тыс. человек), чуть менее чем вдвое увеличилось количество преподавателей высшей школы (до 2,4 тыс. человек).

В начале XX века в Российской Империи активно развивалась экономика, промышленность, сельское хозяйство. В связи с этим все больше женщин проявляло интерес к техническим специальностям, однако обучаться по техническому направлению они не могли. Данное положение дел не устраивало активистов движений за женское равноправие, которые стремились отвоевать для женщин все больше прав и возможностей. В 1902 году в Петербурге началась работа по созданию Технико-графического института для женщин. Возглавила ее Прасковья Наумовна Ариян.